HR SNS - кадровый консалтинг большого бизнеса


Карьерный рост сотрудника – залог формирования профессионала

Толковый и квалифицированный сотрудник на сегодняшний день является для руководства компании большой ценностью. Найти такого сотрудника — удача, а удержать и стимулировать его стабильную и плодотворную работу — непременное желание руководителя. Правильное управление персоналом позволяет решить этот вопрос путем планирования индивидуального карьерного роста каждого такого сотрудника.

Рассмотрим различные типы карьер:

  • Горизонтальная карьера — находясь на своей должности, сотрудник со временем приобретает все больше опыта, получает дополнительные навыки или оттачивает изначально имеющиеся. Фактически он растет в плане профессионализма, но остается на своей должности или мигрирует в другое подразделение на том же уровне. Планирование карьеры такого человека включает в себя два момента: во-первых, расширение и усложнение круга задач, решаемых этим человеком, и, во-вторых, повышение его заработной платы.
  • Вертикальная карьера — со временем сотрудник, хорошо справляющийся со своими обязанностями на своем месте, готов брать на себя ответственность не только за себя и подчиненных ему людей, но и за более широкий круг работников. И, если квалификация и опыт ему позволяют, он переходит на более высокую должность. Меняется не только круг обязанностей такого человека, зарплата и ответственность, но и статус. Большинство именно так и представляют себе понятие «карьера».

По типам связей карьеры классифицируются на следующие:

а) властная — изменяется сфера влияния и полномочия;

б) монетарная — изменяется доход при неизменной должности;

в) центростремительная — рост происходит в сторону руководителя компании: руководитель приглашает сотрудника на неофициальные совещания, советуется с ним, учитывает его мнение при принятии решений;

г) комбинированная — в разные периоды происходят различные повышения сотрудника.

 

Каждый человек индивидуален. Поэтому жизненные принципы, планы, а так же отношение к работе и карьере у разных людей существенно отличаются. Задача специалистов в сфере управления персоналом заключается в том, чтобы при планировании карьеры конкретного человека максимально гармонично сочетать его личные цели с необходимостями и задачами компании.

Для этого имеет смысл провести анализ всего персонала компании и выделить те группы сотрудников, для которых планирование персонального роста целесообразно провести в первую очередь. Далее для каждого нужно составить индивидуальный план карьеры, который будет учитывать как профессионализм, амбиции и лояльность к компании, так и личностные качества: управленческий потенциал, харизму и стремление к росту.

Есть еще один немаловажный момент, который обязательно должен учитывать отдел персонала при планировании карьеры каждого сотрудника — интеграция его в уже действующий коллектив, или, если он назначается руководителем, взаимодействие со сложившимся коллективом. Это очень важно, так как любое назначение может привести либо к улучшению работы коллектива в целом, либо же, если возникнут трения или конфликты на межличностном уровне, к ухудшению. Такого нежелательного поворота можно избежать, если учесть совместимость сотрудников, заранее просчитав динамику изменений отношений между работниками переформированного подразделения.

Также нельзя забывать, что важную роль в успехе карьеры сотрудника играет его мотивация. Опять же, для разных людей основные стимулы будут разными:

  • Статус важен для людей, которым нужны престиж, власть, влияние.
  • Благосостояние — для тех, кому важны материальное положение и доступ к благам.
  • Уникальность — для людей, которых привлекают нетривиальные, интеллектуально сложные и необычные задачи.

Поэтому в отделе управления персоналом желательно присутствие психолога, который, зная все положительные и отрицательные качества конкретного сотрудника, сможет спланировать рост его карьеры.