HR SNS - кадровый консалтинг большого бизнеса


Адаптация сотрудников

Безусловно, подбор персонала и формирование сплоченного коллектива — это одна из важнейших задач управляющего предприятием. Но в погоне за «головами» управленцы иногда совсем забывают о необходимости адаптации новичков. Иногда именно из-за этого упущения не удается «вписать» хорошего специалиста в сформировавшийся коллектив и приходится просматривать другие кандидатуры. А ведь можно обойтись и щадящими мерами.

Разберемся с понятиями. В управлении персоналом под адаптацией работника подразумевается период привыкания специалиста к условиям работы, коллегам, задачам и обязанностям. Адаптация всегда проходит по индивидуальным сценариям, порой это довольно болезненный процесс. Сложнее всего новому сотруднику приходится в первые два месяца работы. Именно в это время проходят непростую проверку его знания, навыки и личностные качества. Как правило, полная адаптация происходит за полгода.

Управление персоналом обязательно предполагает организацию мягкой адаптации. Ведь вы заинтересованы в том, чтобы работник как можно быстрее начал работать на пределе своего потенциала. Для того чтобы «раскрыться», ему нужно освоиться. Сотрудник, который породнился с коллективом и ощущает себя на своем месте, вряд ли уйдет от вас в первый год работы. Адаптация, действительно, помогает снизить показатели «текучести».

 

В управлении персоналом принято выделять несколько видов и этапов адаптации работников:

  • Организационная адаптация предполагает знакомство со служебной иерархией, структурой организации, корпоративным кодексом, распорядком, обстановкой в офисе. Для нового сотрудника обязательно нужно провести небольшую экскурсию, во время которой не только показать ему, где у вас пьют кофе в обед, но и познакомить с его непосредственным начальством и коллегами.
  • Психофизическая адаптация — это привыкание к физическим и психологическим нагрузкам на новом месте. Работник должен «вжиться» в свое рабочее место, обрести уверенность и желание работать. Если психофизическая адаптация проходит неудачно, сотрудник не сможет получать удовлетворение от того, что он делает.
  • Социальная адаптация — это привыкание к коллективу. У новичка должны выстроиться адекватные отношения с другими работниками отдела и начальством. Происходит его позиционирование себя в целом и формирование моделей отношений с отдельными людьми в частности. Если человек никак не может «притереться», ему нужно помочь, однако случается и так, что помощь оказывается тщетной.
  • Профессиональная адаптация сводится к раскрытию рабочего потенциала. Постепенно человек привыкает к новому месту и новым людям, ощущает себя спокойно и реализует свои навыки по полной. Он решает стандартные задачи, находит многочисленные подходы к достижению поставленных целей, предлагает творческие решения.