Менеджмент развивается семимильными шагами, и это не может не иметь определенного влияния на различные области жизни корпораций. За последние десятилетия взгляды общественности менялись на многие вещи, в том числе и на человеческий фактор в сфере производства. В наши дни считается, что основным принципом управления персоналом является в первую очередь управление человеком как личностью, а не как рабочей силой.
Благодаря преобретенному опыту и научным исследованиям сформировались основные принципы управления кадрами: экономический, органический и гуманистический.
Экономический принцип управления персоналом
Это концепция, в которой люди рассматриваются как трудовые ресурсы, и не более того. Предприятие — это своеобразная машина, а работник — это «винтик», деталь, которая приводит механизм в действие. Основной стороной этого принципа является техническая база и подготовка персонала на производстве.
Можно выделить следующие основные положения данной концепции:
- В управлении царит единогласие. Распоряжения дает только один начальник. Все инициативы исходят от одной управленческой единицы. При этом цепочка управления вертикальна — от руководителя вниз к сотруднику.
- У каждого начальника в подчинении должно быть такое количество людей, чтобы не возникали трудности при коммуникации и управлении.
- Дисциплина должна быть жесткой, а персонал — исполнительным, организованным и энергичным. Работникам необходимы контроль и мотивация. Без этого плодотворная работа и достижение поставленных целей невозможны. Этот принцип имеет бюрократический управленческий характер.
Органический принцип управления персоналом
Это сравнительно новый подход в работе с кадрами. Основа этой концепции — так называемая органическая культура. Кадровый круг обязанностей расширяется еще и на отбор новых работников, карьерный рост значимых сотрудников, повышение уровня квалификации руководства. Управляющий аппарат опирается на такие положения:
- Специализация производства узкая, и это приводит к тому, что персонал больше внимания уделяет общественным отношениям, которые складываются во время выполнения трудовых обязанностей. А сама работа отходит на второй план.
- На работников большее влияние имеет воздействие сотрудников, чем руководитель и его инициативы.
- Персонал лояльно относится к руководству только тогда, когда оно принимает во внимание интересы каждого работника.
Гуманистический принцип управления персоналом
Организация представлена как культурное образование. Этот принцип полезен в отношениях рыночного характера. Управляющий персоналом руководствуется такими постулатами:
- Каждый работник — личность, к которой необходим индивидуальный и уникальный подход.
- Команда работников должна быть сформирована так, чтобы каждый дополнял другого. Это обеспечивает общирное использование всех навыков и умений.
- Персонал ответственный, трудолюбивый и готов много сил отдавать работе для достижения общей цели. Работники способны и согласны трудиться, не покладая рук.
- Работать должны люди, которые хотят это делать. Гуманистический принцип предполагает максимальную реализацию каждого работника и всего персонала.
Управляющие органы знают свой персонал, знают возможности каждого работника. Руководство создает положительно «заряженную» обстановку и тем самым повышает заинтересованность персонала в работе. А это в свою очередь благоприятно влияет на компанию и на ее успешность.